ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая ценность, прикладное значение приобретаемых знаний, умений и навыков выходят за рамки собственно туристской деятельности. Очень важно, что в учебно-туристских походах учащиеся закрепляют и расширяют знания по биологии, географии, истории, получают также экологическое воспитание и образование, осваивают основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в экстремальных и суперэкстремальных условиях.

Туристская деятельность – познавательная, рекреационно - оздоровительная, спортивно-прикладная – является важной частью человеческой культуры. В Беларуси уже функционирует система высшего профессионального туристского образования. Следовательно туристская работа имеет ещё одну актуальную задачу: обеспечить ориентацию школьников на будущую профессиональную деятельность в области туризма и получение высшего профессионального туристского образования.

Цель - патриотическое воспитание школьников, приобщение их к здоровому образу жизни, через привлечение их спортивно-туристской деятельности. Одной из основных целей занятий туристического кружка является формирование у школьников необходимых знаний, умений и навыков по всем главным направлениям спортивно-туристской деятельности, подготовка их к активному участию в туристских походах и соревнованиях по туристско-прикладным многоборьям.

Программа обучения рассчитана на школьников 4-9 классов . В основу настоящей программы обучения положена программа, разработанная мастером спорта по туризму Республики Беларусь - Ганопольским В.И. и рекомендованная Министерством образования РБ учителям, педагогам и тренерам детско-юношеского туризма.

В работе со школьниками на протяжении всего курса обучения используются различные методы обучения, предусматривающие постепенный переход от простого к более сложному.

На теоретических занятиях ребятам предлагается различная информация по краеведческой работе и туристско-спортивной деятельности (советы, рекомендации, рассказы из практики походов, различного рода информационные данные).

Также ребятам предлагается наглядно ознакомиться с различного рода туристским снаряжением (карты туристские, спортивные компасы, палатки, спальники, прочее туристско-спортивное снаряжение).

Основная форма проведения теоретических занятий – аудиторная групповая. Форма практических занятий – учебное занятие на учебно-тренировочной площадке, учебно-зачётное соревнование, туристская прогулка, экскурсия, учебный поход, оздоровительный поход, поход выходного дня или спортивный категорийный поход, туристский слёт или фестиваль.

Первый год обучения

  Программа первого года обучения рассчитана таким образом, чтобы дать учащимся первое, общее представление о туризме, о природе и географии родного края. Практическая часть занятий рассчитана на однодневные туристские походы и экскурсии.

Задачи. Пробудить любознательность учащихся и желание овладеть приёмами и способами туристской техники, привить учащимся любовь к природе, путешествиям по родному краю.

Прогнозируемый результат. К концу учебного года учащиеся должны иметь ясные представления о туристских прогулках и походах как о форме познания мира, общения с природой. Учащиеся должны иметь практические навыки правильной укладки рюкзака, установки палатки, разбивки бивуака, иметь начальные знания и навыки, связанные с особенностью пешего движения на туристском маршруте, с использованием средств и приёмов движения, должны иметь общее представление об окружающем мире и способах ориентирования в пространстве и во времени.

Программа второго года обучения

  Программа второго года обучения предусматривает получение учащимися конкретных знаний, умений и навыков по всем главным направлениям туристско-спортивной деятельности. Практическая часть занятий ориентирована на одно - двух дневные походы по Минской области, экскурсионные поездки по другим регионам Беларуси.

Задачи. На конкретных примерах и их анализе ознакомить учащихся с трудностями и проблемами, которые могут возникнуть в походе, рассказать как необходимо действовать в непредвиденных ситуациях. Познакомить учащихся с основными препятствиями на маршруте пешего и лыжного похода, способами их преодоления, и организации безопасности жизнедеятельности в походе.

Конечный результат . Учащиеся должны уметь самостоятельно собрать необходимое снаряжение, выбрать одежду и обувь, учитывая специфику похода, его трудность и погодные условия. Учащиеся должны иметь хорошие навыки по преодолению простейших препятствий (труднопроходимый лес, болотистая местность, движение по травянистым склонам различной крутизны). Учащиеся должны иметь ясное представление об организации страховки, вязке узлов. Учащиеся должны уметь правильно организовать лагерь, иметь чёткие представления, навыки по организации питания.

    Программа третьего года обучения

Углубленное изучение отдельных моментов туристско-спортивной деятельности (картографическая подготовка, техника передвижения, организации страховки и самостраховки, разработка маршрута похода).

Практическая часть занятий характеризуется постепенным увеличением количества многодневных походов с одновременным увеличением их сложности.

Задачи. Учащиеся должны иметь крепкие навыки в технике ориентирования, технике движения и преодоления препятствий. На материале проведённых за предыдущие учебные года походов и занятий проанализировать те учебные задачи которые решались в походах. При активном участии в этом задании учащихся (опрос, анкетирование), оценить эффективность решения тех или иных задач. При этом необходимо рассматривать все стороны деятельности участников похода на маршруте и на бивуаке. Научить основным приёмам оказания первой помощи и основным приёмам транспортировки пострадавших.

Конечный результат. По уровню технической, физической подготовки к концу учебного года учащиеся должны быть готовы к совершению категорийного пешего похода. Уровень подготовки ежемесячно проверяется на учебно-контрольных занятиях в клубе. Учащиеся должны иметь опыт и знания необходимые для участия в туристских слётах и фестивалях, как в составе команды, так и в личном зачёте.

Четвёртый год обучения

Изучение специфических моментов отдельных видов туризма (водного, вело, горного, пешего, лыжного) по всем направлениям туристско-спортивной деятельности. Увеличение сложности походов. Расширение территории походов (Республика Беларусь, Россия, Украина, СНГ)

Задачи. Учащиеся осваивают методику выбора района маршрута, разработки движения на маршруте, документального оформления похода. Учащимся на основе физиологических и психологических аспектов туристской деятельности необходимо дать обоснование профилактики заболеваний и травматизма и оказания доврачебной помощи. Добиться от учащихся желания самостоятельного изучения справочной литературы по туризму и краеведению, включая путеводители и литературу о путешественниках. Освоение учащимися основных положений по туристско-прикладным многоборьям (ТПМ), содержание соревнований, оценку сложности, работу судей.

Конечный результат . Учащиеся должны иметь крепкие теоретические знания и практические навыки, уметь применять их с максимальным эффектом в учебном или спортивном, категорийном походе.

 



Hosted by uCoz